- у дьявола на рогах
- что, кто быть; находиться; жить и т. п.
Очень далеко; неизвестно где.Имеется в виду, что строения, элементы ландшафта (Z), территория (L), лицо или группа лиц (Х) находятся в крайне отдалённом, глухом и неосвоенном месте, куда трудно добраться, или что в этом месте происходит событие (Р). ✦ Z <L, Х> находится у чёрта на куличках <Р произошло у чёрта на рогах>. В роли именной части сказ. или обст.
- Да ничего хорошего, - ответил пришедший, с любопытством разглядывая этих странных супругов. - Хорошее [жильё] я бы на двухкомнатную сменял. Две комнатёшки у меня. Обе на пятых этажах без лифта и телефона. Одна в этом районе, вторая у чёрта на куличках. Т. Набатникова, Каждый охотник.Петя никогда не бывал на Ближних Мельницах. Он точно знал, что это ужасно далеко, у чёрта на куличках. В. Катаев, Белеет парус одинокий. - А где это [убийство] произошло? - Да у чёрта на куличках, где-то в новом районе, там даже ещё не все дома заселены. (Реч.)
Баба Оля шла развинченной походкой после сеанса где-то у чёрта на куличках, чуть ли не у Заставы Ильича - охота пуще неволи, - и её обогнал молодой мужчина <...>. Л. Петрушевская, Мост Ватерлоо.
Он шёл домой и думал со злостью: почему её нет? Почему я один? Почему она где-то у чёрта на рогах, когда мне плохо? Ф. Вигдорова, Любимая улица.
Софье Бахметьевой принадлежала крошечная квартира в "хрущобе", расположенной у чёрта на рогах, рядом с Волковым кладбищем, в Купчино. А. Маринина, Имя потерпевшего - никто.
Мне, чтоб добраться, нужно делать четыре пересадки. Я ведь живу у чёрта на рогах - Живописная улица. Я. Голованов, Кузнецы грома.
культурологический комментарий: Кулички (от диал. кули/жьки, кули/ги) - маленькие выжженные и расчищенные лесные поляны, которые использовали под пашню в течение двух-трёх лет. Довольно быстро такие места зарастали, заболачивались, и их забрасывали. Согласно древнейшим представлениям, именно на этих дальних, мелколесных, болотистых местах обитали черти. (Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии. СПб., 1999. С. 270.) Образное основание фразеол. восходит к древнейшим мифологическим формам коллективно-родового осознания мира-хаоса и связано также с архетипическими (древнейшими) противопоставлениями "далеко - близко", "свой - чужой". "Далеко" - это незнакомое, хаотичное, неосвоенное, "чужое" пространство, мир враждебных духов и нечистой силы, к которому принадлежит в т. ч. и чёрт, и место его обитания осмысляется как далеко расположенное от "мира своих". Поэтому, покидая "своё", известное, гармонически организованное пространство и тем самым нарушая условную границу между миром "своих" и "чужих", человек может обречь себя на тяжёлые испытания. Образ фразеол. через компоненты чёрт, дьявол соотносится с религиозно-антропоморфным кодом культуры, т. е. с совокупностью наименований небожителей, ду/хов, представителей нечистой силы, их характеристик, состояний и стереотипных представлений о них, которые служат источником осмысления человеком мира. В религиозном сознании дьявол олицетворяет силы зла, противостоит доброму началу - Богу - и в загробном мире выступает как владыка ада, где мучаются грешники; в земной жизни он является главным вдохновителем колдунов и ведьм. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1997. С. 416.) В народных представлениях образ дьявола сближается с образом чёрта, что отображено и в самой структуре фразеол. В народной традиции чёрт выступает как злой дух, "мелкий" бес, замещающий всю нечистую силу - водяного, лешего, домового и т. п. Он постоянно вмешивается в жизнь людей, доставляет им мелкие неприятности, вводит в грех, может вселиться в человека, т. е. представляет опасность. На облик чёрта оказали воздействие христианские представления о дьяволе: чёрт - это антропоморфное существо, покрытое шерстью, с рогами, хвостом и копытами (с одним копытом). Целостное восприятие образа фразеол. основано на данном стереотипном представлении о чёрте, а также о месте его потенциального проживания - о куличках. Образ фразеол. через компонент кулички соотносится с природно-ландшафтным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён природных объектов и элементов ландшафта. В составе образа кулички воспринимаются как некое место без определённых пространственных координат, что в сочетании со словом чёрт служит поводом для оценки этого места как потенциально опасного. Компонент фразеол. рога, принадлежащий зооморфному коду культуры, также символически связывается в образе фразеол. с потенциальной опасностью, поскольку рога воспринимаются как опасная (острая) часть тела животного, служащая многим зверям защитой от нападающего противника, и выступают как символ силы, агрессивности и устрашения. Образ фразеол. соотносится и с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений о членении пространства, и создаётся пространственной метафорой, в которой глухое, не определённое точными координатами место уподобляется месту обитания нечистой силы, в данном случае - чёрта. В целом фразеол. выполняет роль эталона, т. е. меры, далеко расположенного, часто точно неизвестного и потенциально опасного места. В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., во франц. - loger au diable (vauvert). автор: И. В. ЗахаренкоЭтот посёлок да в Матёру бы к нам... - Ишь, чего захотела! Нет уж, я несогласная, - закричала Клавка. - Это опять посередь Ангары, у дьявола на рогах! В. Распутин, Прощание с Матёрой.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.